Отзыв о конкурсе Анри Майера



Конкурс этого года продемонстрировал нам свою зрелость. Совершенно очевидно, что он нашёл своё место в столь разнообразной музыкальной жизни. Подтверждением тому является приезд на конкурс кандидатов из дальних городов. Кстати именно в таких случаях нам, западным европейцам, предоставляется возможность понять огромные масштабы России!

Также общий уровень певцов был достаточно однороден по качеству, что подтверждает и подкрепляет интерес к этому конкурсу, который также является своеобразной витриной в которой молодые певцы могут представить себя потенциальным работодателям, прессе и публике Москвы.

Еще на предыдущих конкурсах у меня создалось ощущение, что подготовка артистов оперетты находится в России на очень высоком уровне. Ваши артисты могут быть приведены в пример исполнителям оперетты в других странах мира. Вокальную технику столь высокого уровня не всегда можно услышать у европейских певцов. Нельзя не отметить и прекрасную хореографическую, а, порой, и акробатическую подготовку, в которых так нуждается этот жанр..

В общем, я считаю, что у оперетты в России большое будущее. Этому способствуют и прекрасные артисты, и наличие многочисленной и восторженной публики.

Я хотел бы поблагодарить Герарда Васильева и Жанну Жердер за их неутомимые усилия в пользу молодых коллег, и продюсерский центр «АртСимфони» за прекрасную организацию конкурса и гостеприимство, оказанное согласно великой русской традиции.

Я рад быть верным представителем Русской оперетты в Европе!

Анри Майер

Отзыв о конкурсе Интенданта Баденской оперетты Роберта Херцля



Для меня оказалось новостью, что оперетта пустила в России глубокие корни, которые способствовали созданию своих собственных традиций исполнения, и также как в Австрии, имеет многочисленную публику, которая горячо любит этот жанр.

Разумеется, существуют явные различия между опереттой в России и Австрии. Прежде всего, это касается драматургических изменений (текст, музыкальные обработки, политика распределения ролей), которым подвергается оперетта в России. Соответственно, различия усиливаются интерпретацией (режиссура, сценография, костюмы). Причем, по моему мнению, опереточные деятели в Австрии ищут новые пути, в то время как в России господствует более традиционный стиль.

Что касается конкурсных выступлений, то самые лучшие воспоминания остались у меня от каскадных пар, которые произвели на меня довольно сильное впечатление.

И на прощанье несколько советов конкурсантам.

Мой первый и самый важный совет: Учите немецкий язык! Тогда вы будете иметь шанс играть оперетту не только в России.

Второй совет (прежде всего для певцов): работайте над интерпретацией текста исполняемых вами музыкальных номеров.

До встречи в 2011 году, Роберт Херцль.

Видео с гала-концерта «ОпереттаLand-2010»



Пролог Гала-концерта «ОпереттаLand». Герард Васильев и шоу-балет «АртСимфони» Объяснение в любви оперетте, положенное на рондо Маркиза из оперетты Р.Планкетта «Корневильские колокола».

Collapse )

Азбука оперетты. Буква «И».

К

Импровизация (итал. improvisazione, от лат. improvisus — неожиданный, внезапный) — создание художественного произведения (прозаического, музыкального, стихотворного и т.п.) в момент его исполнения. В применении к театральному искусству термин, как правило, употребляется по отношению к актерской игре, не обусловленной твердым драматическим текстом. Иногда импровизацией называют и актерскую игру, не подготовленную на репетициях.

Collapse )

Азбука оперетты. Буква «К».

К

Кальман Имре (1882—1953) — самое громкое имя в истории оперетты. Особенно музыка Кальмана любима в России, на территории которой нет такого музыкального театра, на подмостках которого не шла бы легендарная «Сильва» (Die Csárdásfürstin).



Родился композитор 24 октября в Венгрии в Шиофоке на берегу озера Платтензее в семье предпринимателя, который основал акционерное общество в течении нескольких лет преобразовавшее тихий Шиофок в курорт высшего класса, но, к сожалению, в конец разорившее Кальмана-старшего.

Знакомство будущего композитора с музыкой произошло благодаря сестре Вильме, которая усердно занималась игрой на фортепиано. В результате Имре в четыре года мог спеть всю вторую рапсодию Листа от начала до конца. Чуть позже случилось и знакомство с театром, благо летний театр в Шиофоке был расположен прямо напротив дома семейства Кальман и шестилетний Имре вместе с другими мальчишками всеми правдами и неправдами пробирался туда, чтобы посмотреть репетиции «Летучей мыши». Осенью 1892 года Имре покинул Шиофок для учебы в Будапештской гимназии, где вскоре основал детскую газету, которую он сам писал, редактировал, размножал и сбывал.

Летом 1896 года, когда предприятие Кальмана-старшего обанкротилось, вся семья переехала в Будапешт. Ученик пятого класса Имре Кальман должен был зарабатывать репетиторством. Он же мечтал о карьере пианиста-виртуоза и, чтобы заработать на оплату музыкальной школы и покупку пианино, в течении нескольких месяцев подписывал конверты для какой-то конторы. Но именно приобретение собственного инструмента сыграло с ним злую шутку. Занимаясь чересчур усердно, Имре «переиграл» руку и карьера пианиста осталась для него навсегда закрыта. Не желая расставаться с музыкой, юный Кальман поступил в класс композиции Музыкальной академии, по желанию родителей параллельно продолжая заниматься на юридическом факультете университета. Но музыка взяла верх над юриспруденцией. Имре сказал профессии адвоката «адью», когда до получения звания доктора оставался всего лишь один экзамен. Ему было гораздо интереснее постигать основы искусства композиции в классе профессора Кёслера.

Разумеется, Имре мечтал о карьере серьезного композитора, но, тщетно пытаясь «пристроить» свои первые симфонические произведения, однажды в шутку обмолвился друзьям, что если ничего не получится – он сделает что-нибудь ужасное. Например, напишет оперетту. Слова, брошенные невзначай, оказались пророческими. Ведь уже первая его оперетта «Осенние маневры» (Будапешт, 1908 г.) принесла композитору успех. Вскоре «Осенние маневры» покорили зрителей Вены, Гамбурга, Берлина, Лондона Стокгольма, Генуи, Марселя и Праги. Следующее творение Кальмана оперетту «Цыган-премьер» ожидала не менее успешная судьба. Далее последовали «Маленький король», «Фройляйн Сузи» и «Отпускной солдат», почти не замеченные публикой. А в 1915 году состоялась премьера «Княгини чардаша» (в первоначальном варианте «Да здравствует любовь!», в России более известна, как «Сильва»), выдержавшая в Вене более 2000 представлений и затем покорившая весь мир. Далее следовали: «Фея карнавала» (1917), «Баядера» (1921), «Графиня Марица» (1924), «Принцесса цирка» (1926), «Герцогиня из Чикаго» (1928), «Фиалка Монмартра» (1930), «Дьявольский наездник» (1932). Следующая оперетта «Императрица Жозефина» (1938) увидела свет лишь в Цюрихе, так как после вторжения на территорию Австрии немецких войск семья композитора вынуждена была эмигрировать. Лишь через девять лет, в 1945 году композитору удалось написать новую оперетту «Маринка» (история любви эрцгерцога Рудольфа и баронессы Марии Вечера), премьера которой состоялась в Америке. Уже возвратившись из эмиграции, Имре Кальман написал свою последнюю оперетту «Аризонская леди», которой суждено было увидеть свет уже после смерти великого композитора.

Отзыв музыкального руководителя конкурса Ксении Жарко

Дорогие участники конкурса!

Прежде всего я хотела бы поздравить вас всех с замечательным праздником Музыки, имя которому – ОпереттаLand! Вам пришлось проделать очень сложную работу над собой чтобы попасть на него. И это прекрасно, потому что творческий рост возможен только при упорных занятиях и самосовершенствовании.

Позволю себе высказать пожелание – стремитесь к большей выразительности и искренности исполнения. Старайтесь петь без излишней, не наполненной смыслом вокализации, но пусть в каждой ноте будет живая эмоция, так как слушателям интересно, что вы думаете о той музыке, которую поёте, и какое чувство вы хотите передать.

Я желаю всем огромных творческих успехов в такой непростой профессии!

Искренне Ваша,
Ксения Жарко

Жанна Жердер: послесловие

Вот и прошел третий международный конкурс молодых артистов оперетты «ОпереттаLand-2010». Прошел довольно интересно и насыщенно. В этом году в конкурсных прослушиваниях приняло участие много интересных артистов, конкуренция была довольно высокой, среди не прошедших в третий тур конкурсантов, было несколько человек, которые наверняка получили бы лауреатство на конкурсах 2007 и 2008 года.

Мне, как арт-директору конкурса отрадно отметить, что молодые артисты вняли моим мольбам и в программе конкурсантов появились каскадные дуэты. Это разнообразило конкурсные прослушивания и весьма помогло мне в составлении программы третьего тура, который, собственно и стал в этом году гала-концертом дипломантов и лауреатов. Согласитесь, какая же оперетта без каскадного номера. К тому же конкурс у нас особый, для высокой оценки жюри нужно продемонстрировать не только вокальные и внешние данные, неплохо показать актерское мастерство и умение двигаться. Какой же ты опереточный актер, если можешь только стоять и петь.

Очень порадовали номера Марии Плужниковой и Алексея Ганьшина, которые еще на жеребьевке объявили, что будут выступать как дуэт (им и оценки выставлялись на двоих). Правда, резко взяв старт, ребята не смогли удержать планку на том же уровне, и на третьем туре нам пришлось довольствоваться отнюдь не лучшим номером их конкурсной программы – дуэтом Стасси и Бони из знаменитой «Княгини Чардаша» («Сильвы»). Лучший же номер – «Ха-ца-ца», исполненный на первом туре и заслуживший высокие оценки жюри, позволившие Плужниковой и Ганьшину войти в первую тройку «турнирной таблицы» так и остался за кадром для широкой публики, пришедшей на гала-концерт.

Обидно, что в финал не вышла солистка «Московской оперетты» Оксана Симонова, показавшая на первом туре симпатично решенную песенку Мариэтты из «Баядеры» И.Кальмана и дуэт Фомы и Филиппа из оперетты И.Дунаевского «Вольный ветер» (партнершей Оксаны выступила солистка МТО Анна Подсвирова). Думаю, что на втором туре Оксану подвел некоторый «натурализм» дуэта из оффенбаховской «Свадьбы при фонарях», слишком уж ожесточенно дрались кумушки, а оперетта - жанр, которому натурализм противопоказан. Да и первая ария Адели («Если скромную служанку…») – не подходящий номер для конкурса
Жаль, что фаворитка «ОпереттаLand-2007 и 2008» Татьяна Климова решила на третьем туре выступить сольно. Думаю, что если бы на сцену вместе с ней вышел ее партнер Павел Белоусов, Татьяна увезла бы с собой в Ростов-на-Дону не только Премию Прессы.

А вот программа Петра Борисенко была всесторонне выверена, продумана и выстроена так, что талант артиста сверкал всеми гранями. К тому же он не ошибся, выбрав в партнерши Василису Николаеву, которая составила ему достойную пару. Нельзя не отметить и хореографию Игоря Маклова, которая сделала и без того «убойный» номер «Шимми» шлягером в квадрате. Мнение зрителей и жюри было единодушным (практически небывалый случай в истории конкурса), и Петр заслуженно получил Приз Зрительских Симпатий и Гран-при. Крепкий вокалист, поющий в МТО такие партии, как Рауль в «Фиалке Монмартра» и Гардефе в «Парижской жизни» не погнушался каскадным номером и выиграл.

Весьма не хватало в конкурсных выступлениях и лирических дуэтов. Поэтому зрители, посетившие прослушивание второго тура с удовольствием внимали дуэту Теодоры и мистера Икс в исполнении артиста Хабаровского театра оперетты Валентина Кравчука, тем более, что партнершей его была лауреат «ОпереттаLand-2008», солистка МТО Анна Новикова. Но, не набрав нужное количество баллов, Валентин не прошел на третий тур, и место лирического дуэта в первом отделении гала-концерта пустовало.
Оперетта – это сказка для взрослых, и сказка эта, как правило, о любви во всех ее самых лучших проявлениях. Концертный опереточный номер – это дуэт. Недаром в прежние времена опереточных артистов в концерты приглашали парой (сольно могли и «оперники» спеть).

До следующего конкурса, который также стартует в конце октября, целый год. Так что, дорогие конкурсанты, ждем от вас больше дуэтов хороших и разных!

ОпереттаLand, вот так прошел конкурс и Гала-концерт

1 ноября на сцене театра «Новая опера» состоялся феерический Гала-концерт Третьего Международного конкурса молодых артистов оперетты «ОпереттаLand», организованный и проведенный фондом Герарда Васильева по сохранению и развитию жанра оперетты и продюсерским центром "АртСимфони" при поддержке Департамента культуры города Москвы, театра "Московская оперетта", Союза Театральных Деятелей России", Международного Союза Музыкальных Деятелей и Центрального Дома Актера
В сопровождении оркестра «ОпереттаLand» и балета «АртСимфони» президент и председатель жюри конкурса народный артист России Герард Васильев представил московским зрителям участников третьего тура, затем молодые артисты спели свою конкурсную программу, во время антракта были подсчитаны поставленные жюри баллы, и уже во втором отделении зрители узнали имена победителей, а участники получили музыкальное поздравление от лауреатов прошлых конкурсов Анны Новиковой, Максима Катырева, Александра Каминского, народных артистов России Светланы Варгузовой и Юрия Веденеева, Вячеслава Войнаровского, и конечно же, от Герарда Васильева, который исполнил свои "коронные" арии из оперетт и вручил Гран-при - статуэтку музы оперетты, Карамболины, специально изготовленную для конкурса художницей Елизаветой Горчак солисту театра "Московская оперетта" Петру Борисенко, получившему самые высокие оценки всех членов жюри. Особенно отрадно полное совпадение мнения зрительного зала и жюри, ведь по подсчетам голосов публики, Петр стал еще и лауреатом приза "Зрительских симпатий".



Народный артист СССР Владислав Пьявко вручил Светлане Алексеевой (Оренбург) специальную премию Фонда Ирины Архиповой "За вокальное мастерство", Союз Театральных Деятелей выбрал для своей Специальной Премии (творческая командировка в один из музыкальных театров Лондона) солистку Саратовсого театра музыкальной комедии Наталью Коваленко. Композитор Александр Журбин вручил Специальную Премию за лучшее исполнение фрагмента из написанных им для музыкального театра произведений солистам Оренбургского театра музыкальной комедии Елене Кумушбаевой, Дмитрию Гуцуляку и Сергею Фурсову, лучшим концертмейстером конкурса стала Вероника Любовенко (Оренбург), а приз «За Элегантность» был преподнесен историком моды Александром Васильевым Наталье Рытовой (Москва), эта же конкурсантка получила диплом "За лучшее исполнение музыкального номера из оперетты Франца Легара" Диплом "За лучшее исполнение музыкального номера из произведения Оффенбаха" получила Александра Мартынова (Москва). Диплом "За атерское мастерство" жюри единодушно присудило артсту Оренбургского театра музыкальной комедии Дмитрию Гуцуляку. Лауреатами премии "За лучший дуэт" были выбраны Мария Плужникова и Алексей Ганьшин (Москва). Были объявлены имена лауреатов первых трех премий:

Лауреат I премии - Дарья Коваленко (Москва)

Лауреат II премии - Людмила Локайчук (Екатеринбург)

Лауреат III премии - Наталья Коваленко (Энгельс)

Продюсерский центр "АртСимфони" учредил собственный приз - приглашение к участию в своем новом проекте, мюзикле "Одна любовь виновата", созданному по песням Александра Зацепина, выбрав для одного из участников конкурса, Дмитрия Даниленко.

По решению Оргкомитета конкурса статуэтка "Карамболина" "За заслуги в развитии жанра оперетты" была вручена директору театра "Московская оперетта", заслуженному деятелю искусств России Владимиру Тартаковскому.

В концерте также принимали участие звезды музыкальных и драматических театров Москвы, балет «Арт-Симфони», и симфонический оркестр «Опереттаland».



Мастер-классы Анри Майера

31 октября в 12:00 в Архиповском зале Международного Союза Музыкальных деятелей для участников конкурса Анри Майер проведет мастер-классы по исполнению арий и дуэтов из оперетт французских композиторов.



Адрес мастер-класса: Брюсов переулок, дом 2/14, стр. 8


Collapse )

Конкурсные прослушивания

28 и 29 октября в «Центральном доме актера» проходят конкурсные прослушивания участников. Результаты жеребьевки и расписание выступлений доступны на нашем сайте. Там же оперативно обновляется информация о результатах голосования.