?

Log in

No account? Create an account

ОпереттаLand

Для всех любителей жанра оперетты

Previous Entry Share Next Entry
Азбука оперетты. Буква «Ж».
operettaland
Ж

Жирарди Александ (1850—1918) — «Александр Великий», как называли его современники-венцы. И, хотя в России это имя известно лишь знатокам жанра, зарубежные исследователи называют его самым великим актером оперетты за всю ее историю.



Родился Жирарди в австрийском городе Граце, в семье слесаря. С детства был пленен театром, его лучшими друзьями были рабочие сцены, благодаря которым он мог бесплатно смотреть спектакли городского театра. Дебютировал будущий великий артист на любительской сцене. Затем был приглашен в труппу Ф.Штрампфера, проработав в которой три года, получил приглашение старейшего и самого солидного музыкального театра Вены, Театра ан дер Вин. За двадцать два года на сцене Театра ан дер Вин он переиграл такой невероятный диапазон ролей, один список которых может говорить об уникальности актерского дарования Александра Жирарди. «Поющий комик» - так говорилось в его первом контракте. Если верить воспоминаниям очевидцев, он мог вызывать смех одним лишь поворотом глаз или тончайшим интонационным нюансом. При этом артист обладал тенором проникновенного тембра, необыкновенной музыкальностью и невероятной пластичностью. Свои выступления в Театре ан дер Вин он начал с небольшой роли в оперетте Иоганна Штрауса «Калиостро в Вене», которой покорил искушенную венскую публику, затем последовал Фальк в «Летучей мыши» и множество других ролей, которые принесли ему необыкновенный успех. Так началась поистине ослепительная карьера Жирарди.

С той поры все лучшие роли принадлежали ему: он первый в Вене сыграл Флоридора в «Мадемуазель Нитуш» Эрве, Симона в «Нищем студенте» Милеккера, Адама в «Продавце птиц» и Мартина в «Мартине-рудокопе» Целлера, стал первым Зупаном в «Цыганском бароне» Штрауса. Он усвоил и умел обыграть все тонкости венского диалекта, утрируя их с особым шиком, приводящим венцев в восторг. «То, что в устах другого человека было бы совершенно невыносимо, у Жирарди получалось невыразимо и неотразимо комично», - вспоминал биограф великого актера Рудольф Хольцер. В списке венских комиков того времени, которые внесли свой вклад в развитие «сумасбродного» жанра оперетты, Жирарди принадлежит особая роль. Самая, может быть, главная его заслуга в том, что он принес на венскую опереточную сцену реализм, пленяя публику сочетанием комедийности и лиризма. Начав сценическую карьеру в эпоху Штрауса он блистал затем в опереттах Легара и Кальмана, в «Цыгане-премьере» которого сыграл одну из самых интереснейших своих ролей – короля скрипачей Пали Рача. На этот раз комик Жирарди воплотил образ почти трагический и сделал это не менее успешно.

Когда в 1918 году Александр Великий оставил этот бренный мир, в одном из многочисленных некрологов говорилось: «Мы имели - нет, мы имеем только одного Жирарди. Он есть неотъемлемая составная часть нашего сознания». Сейчас трудно представить, что такие слова могли быть сказаны об актере оперетты.

(В статье использованы материалы книги А.Р.Владимирской «Звездные часы оперетты» издательство «Искусство» 1975 г.)