OperettaLand (operettaland) wrote,
OperettaLand
operettaland

Category:

Знакомство с опереттой

Оперетта… Жанр, который пытаются похоронить со дня его рождения. Сказка для взрослых. Прекрасные мелодии, в любви к которым многие стесняются признаться… Для нас, актёров, это жизнь. Здесь, в этом придуманном мире, мы забываем житейские обиды и не чувствуем физическую боль. Здесь мы блаженствуем и страдаем, влюбляемся и ненавидим… И сами, порой, не можем отличить подлинное от сыгранного…

Жанна Жердер и Герард Васильев


Этим монологом из спектакля «Прощай, Эдвин?» мы начинаем разговор о нашем любимом жанре, которому мы посвятили свою жизнь и думаем, что сделали это не напрасно. Споры об оперетте не утихали с тех пор, как благодаря Жаку Оффенбаху, она начала свой победный парад по странам и континентам. Она развлекала и заставляла задуматься, очаровывала, а, порой, и разочаровывала, но никого не оставляла равнодушным. Взять хотя бы Льва Николаевича Толстого, писавшего в своем дневнике 18 марта 1875 года: «Пошел в «Bouffes Parisiens». Истинно французское дело. Смешно. Комизм до того равнодушный и без рефлексии, что ему все позволительно».



Мало кто знает, что одной из первых постановок великого Станиславского была оперетта А. Салливана «Микадо», где, кстати, он сам играл главную мужскую роль.



Оперетта появилась в нашей стране более 150 лет назад и прижилась здесь, также, как и французский танец кадриль, без которого трудно представить сельскую вечеринку, где-нибудь в глубине России. Поначалу, как ни странно, оперетту на Руси играли драматические (не оперные!) актеры императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы. Например, знаменитый Садовский с удовольствием пел куплеты Стикса в оффенбаховском «Орфее в аду», а первая русская Прекрасная Елена – актриса Александринки

Вера Давыдова — по общему мнению, заткнула за пояс француженку- гастролершу Агустену Девериа. Оперетта стала истинно русским жанром, новые произведения Легара и Кальмана проникали в Россию сквозь все препоны, включая «железный занавес». Мало кто знает, что знаменитая «Княгиня чардаша» (по-нашему «Сильва») попала в Россию, благодаря кронштадским морякам, попавшим в Финляндии на представление шведской опереточной труппы. По просьбе морских офицеров исполнительница роли Сильвы Эльна Гистедт передала в революционную Россию клавир оперетты, в последствии, ставшей в нашей стране культовой. Очевидцы рассказывали, что в революционном Петрограде матросы, наравне с «Варшавянкой» пели «Сильва, ты меня не любишь, Сильва, ты меня погубишь…», бодро печатая шаг по мостовым северной столицы.

Оперетта отвлекала людей от природных катаклизмов, революций, ударных строек и репрессий. Каждый уважающий себя промышленный город обзавелся в свое время театром музыкальной комедии (слово оперетта считалось в те времена буржуазным, даже государственный налог за исполнение оперетты был выше), так появились Оренбургский, Омский, Томский, Свердловский, Красноярский и Новосибирский театры музыкальной комедии. Оперетта помогла нашему народу пережить и Великую Отечественную… Мало кто помнит, что всю блокаду в Ленинграде работал театр музкомедии, то бишь оперетты. Представители этого жанра были обязательными участниками фронтовых концертных бригад.

Оперетта была непременной составляющей первых передач зарождающегося советского телевидения, занимая нишу, которую сейчас занимает поп-культура. В общем, еще двадцать лет назад оперетта была «наше все», наравне с Пушкиным. Да и сейчас, вытесненная с телеэкранов тем, что попроще для восприятия (хотя, казалось бы, куда уж проще), и при отсутствии рекламы как таковой, она все равно собирает полные залы. Как правило, человек, один раз попавший в театр оперетты, приходит сюда еще и еще. Дочь одной нашей знакомой, побывав на опереточном спектакле, сказала: «Здорово! Это даже лучше, чем в боулинг сходить!».

Как говорил один из корифеев русской оперетты Григорий Маркович Ярон: «Оперетта — это жанр молодых или умеющих быть молодыми». Вот поэтому-то мы и затеяли Международный конкурс молодых артистов оперетты «Опереттаland». В октябре 2010 года он пройдет вот уже третий раз. Мы хотим представить московскому зрителю молодых артистов, которые через несколько лет составят славу русского музыкального театра. Лауреаты прошлых конкурсов, состоявшихся в 2007 и 2008 году за это время стали ведущими актерами Петербургской музкомедии и «Московской оперетты», театра «Геликон-опера». Мы надеемся познакомить вас с ними на страницах этого блога. А лауреатов «ОпереттаLand-2010» вы сможете воочию увидеть на Гала-концерте, который состоится 1 ноября 2010 года на сцене театра «Новая опера».

До новых встреч, Герард Васильев и Жанна Жердер


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments