ОпереттаLand

Для всех любителей жанра оперетты

Previous Entry Share Next Entry
Будущее жанра
operettaland

Как сказал патриарх русской оперетты Григорий Ярон: «Оперетта — это искусство молодых или умеющих быть молодыми». С тех пор много воды утекло, но в справедливости этого высказывания сложно усомниться. Действительно, глядя на старшее поколение актеров «Московской оперетты», невольно удивляешься и думаешь, что средство Макропулоса хранится именно в этих стенах. С молодежью дела обстоят сложнее. И дело не в том, что нет талантливых молодых артистов, они есть и в достаточном количестве. Проблема в другом — отсутствии должной актерской подготовки у выпускников консерваторий и отсутствие вокальной у студентов актерских ВУЗов. К сожалению, кафедра «Актер Музыкального Театра» РАТИ тоже не в силах решить эту проблему.  Но, как поется в русском варианте кальмановской «Принцессы цирка»: «Время бежит, забывать о том нельзя!».  Пока молодые артисты, пришедшие в труппу, проходят «школу молодого бойца»,  годы бегут и, едва научившись держаться на сцене, в силу возраста им приходится менять амплуа. «Воспитать Бабу Ягу  в своем коллективе» можно, правда времени на это уходит гораздо больше.

Но не будем о грустном. Жанр у нас веселый, значит таким же веселым и жизнерадостным должно быть и его будущее. Мудро рассудив, что именно педагоги Вахтанговской школы смогут научить молодых артистов правильно «существовать» в нашем «легком, но трудном» жанре, в 2008 году Дирекция театра «Московская оперетта», совместно с Высшим Театральным Училищем имени Б.В.Щукина решились на эксперимент. Был набран целевой курс, художественными руководителями которого стали ректор училища, народный артист России Евгений Князев и директор «Московской оперетты» заслуженный деятель искусств России Владимир Тартаковский. Решено было, что со студентами будут работать педагоги Щукинского училища и режиссеры «Московской оперетты».

Прошло три года. Ребята успешно одолели все этапы обучения, предшествовавшие знакомству с ними зрителей.

30 мая этого года студенты продемонстрировали кафедре и приглашенным в зал друзьям отрывки из оперетт и мюзиклов, которые должны стать основой для концерта, а в конце летней сессии показали водевили: «Муж всех жен» Ф.Кони (режиссер-постановщик  - заслуженный артист России, профессор М.П.Семаков) и  «Чудак-покойник или таинственный ящик» П.Каратыгина (режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств России, профессор М.Б.Борисов). Эти водевили можно посмотреть —  теперь они регулярно играются для широкой публики  в Большом зале училища. 

Ребята играют азартно, молодо, весело. Причем, запоминаются не только исполнители главных ролей – благодаря мастерству педагогов и озорству молодых артистов  «жемчужинами»  этих спектаклей стали даже весьма второстепенные персонажи. Честно говоря, мне не хочется кого-то выделять, ведь пока они — единое целое, курс, маленький театр. Впереди у них еще два года учебы и долгая театральная жизнь. А у нас — возможность познакомиться с будущим нашего жанра, которое сейчас с блеском делает свои первые шаги.



  • 1
Рад за них и за оперетту!!!

Совершенно не вдохновился этим потоком добрых слов в адрес прошлых и нынешних поколений. Всё это необходимо сдобрить ну, хоть какими-нибудь наглядными материалами. Тут, обычно, принято выкладывать фотки, видео-фрагменты, в крайнем случае, ссылки на чьи-нибудь стороние материалы.
И совершенно напрасно не упомянут никто из подрастающего поколения, готовых затмить собой Ярона, Рубана, Шмыгу, ...
Возможности интернета вполне позволяют упоминуть здесь всех.

А как автор статьи оценивает выпускников специализированных кафедр и факультетов из других ВУЗов других городов?
Хотелось бы побольше аналитики и поменьше вздохов.
Жанр действительно очень сложный и трудный. И выжить он сможет только с хорошими актерами, режиссерами, сценографами, балетмейстерами и т.д.

Друзья,
Может кто был на упомянутых спектаклях. Отпишитесь, пожалуйста.
Может кто с сотовым там был и немножко поснимал для себя...
Выложите для ознакомления. Поклонники жанра есть не только в Москве.

Впереди у них еще два года учебы
*******
Год.

Отвечаю на справедливые и несправедливые укоры. Начнем с самого начала: Все-таки учиться ребятам осталось именно два года (этот и еще один – всего пять). Далее: Я считаю, что фотографии и видео фрагменты можно выкладывать только в том случае, если уверен в их качестве. К сожалению, качественных материалов под рукой пока нет, а «контрабандный товар» не доставит радости ни исполнителям, ни зрителям.

Что касается образования в других театральных ВУЗах столичных и нестоличных: мне довелось видеть студентов кафедры музыкальных театров Екатеринбурга и Новосибирска. С ними работают замечательные педагоги актерского мастерства и вокала. Гораздо хуже обстоит дело со сценической речью. Раньше такого не было. Борьба с говором, характерным для той или иной местности велась не на жизнь, а на смерть. Сейчас же можно по нескольким фразам определить откуда приехал молодой артист. Разумеется, в городе, где потом будет работать вчерашний студент, все так говорят, но на столичной сцене ему уже не работать.

Да и в РАТИ педагоги сценической речи утратили секрет избавления от говора. Как-то была на студенческом спектакле и ужаснулась тому, как говорят будущие актеры.

Вообще плохо понимаю, для каких подвигов готовит студентов музыкальная кафедра РАТИ? С опереттой студентов почти не знакомят, в вокальных классах они, в основном, поют оперный репертуар. Среди нескольких дипломных спектаклей иногда проскакивает и оперетта, но, как правило, это какой-нибудь редкоисполняемый или почти забытый «шедевр», который не дает молодым исполнителям никакого представления о жанре. Что дальше? Для оперы у ребят не хватает силы голоса, для драматического театра – актерской подготовки, а для оперетты они вообще не приспособлены - их этому не учили, с ними этим не занимались. Вот и приходится основной массе вчерашних студентов «переквалифицироваться в управдомы».

Поэтому мои восторги по поводу «щукинцев» не беспочвенны. Отсмотрев огромное количество студенческих спектаклей (разумеется, я имею в виду спектакли актеров музыкального театра), я, пожалуй, впервые увидела вариант, который внушает определенные надежды на будущее жанра. О персоналиях не хочу говорить принципиально – тот, кто не понаслышке знает, что такое театральный курс, меня поймет. Несколько студентов-щукинцев подали заявки на участие в «ОпереттаLand-2011», так что зрители конкурса смогут с ними «познакомиться» Мы постараемся сделать качественную съемку не только Гала-концерта, но и всех трех туров, чтобы представить участников приверженцам жанра из других городов.

Извините что не в тему, но вы знаете об увольнении дирижера метрополитан-оперы?: http://moskalkov-opera.livejournal.com/457119.html

  • 1
?

Log in

No account? Create an account