?

Log in

No account? Create an account

ОпереттаLand

Для всех любителей жанра оперетты

Previous Entry Share Next Entry
145-й сезон оперетты в России
operettaland

Наступила осень, а вместе с ней начался еще один театральный сезон. Для оперетты в России он 145-й. В 1866 году, в Петербурге, в Михайловском театре, состоялось первое представление оперетты в России. Это была «Прекрасная Елена», написанная композитором, которого по праву считают родоначальником этого жанра, Жаком Оффенбахом. Произошло это через два года после парижской премьеры. 

За эти почти полтора века оперетта прижилась на русской земле также прочно, как французский танец кадриль на сельских вечеринках. Без нее уже трудно представить себе русский театр. И, хотя, в любви к ней многие стесняются признаться, залы заполняются, а публика рукоплещет. Когда-то оперетту почитали за честь играть актеры императорских театров – Александринского в Санкт-Петербурге и Малого в Москве. Сейчас до нее снизошли наши поп-звезды, решившие после оперной программы на ТВ «пошалить в оперетке». Между прочим, в оперетту захаживал и великий русский писатель Лев Толстой, о чем свидетельствует запись в его дневнике, датированная 1857 годом: «Пошел в «Bouffes Parisiens» (театр, созданный отцом оперетты Жаком Оффенбахом – прим. автора). Истинно французское дело. Смешно. Комизм до того добродушный и без рефлексии, что ему все позволительно». 

Не многие знают, что одним из первых театральных опытов великого Станиславского стала оперетка Салливана «Микадо», поставленная в летнем дачном театре, да и после создания МХТ Константина Сергеевича не покидали мечты о легком жанре. Вот какой разговор с великим актером и режиссером вспоминает писатель Валентин Катаев:

«Оперетку должны играть непременно большие замечательные артисты иначе ничего не получится. Жанр оперетки по плечу только настоящему актёру – мастеру своего дела. Вы знаете, кто мог бы великолепно играть оперетку? – спросил он лукаво.

Кто?

Наши, Качалов, например. Вы представляете себе, какой бы это был замечательный опереточный простак? А Книппер! Сногсшибательная гранд-дама. А Леонидов? Представляете себе, с его данными, какой бы он был злодей? А Москвин? Милостью божьей Буфф. Лучшего состава не сыщешь.

Ну, так за чем же дело? У вас в театре даже специальный зал есть, так и называется К.О. – комической оперы. Вот бы взяли бы, да и поставили какую-нибудь оперетку с Качаловым, Книппер, Леонидовым, Вишневским.

Какую же оперетку? – озабоченно спросил Станиславский.

Ну, «Весёлую вдову».

Станиславский задумался

Гм… Гм… Не получится.

Почему же, Константин Сергеевич?

Они не умеют петь.» 

Вот так-то. Каждый должен заниматься своим делом. Недаром, из всех «Летучих мышей», поставленных на сценах Московских театров наибольшим успехом пользуется спектакль «Московской оперетты», поставленный Георгием Павловичем Ансимовым еще в 1974 году. Подумать только, спектаклю скоро сорок лет исполнится, а зал все полон.

Чем же нас порадуют театры оперетты в этом сезоне? Начнем с «Московской оперетты». Не за горами премьера оффенбаховского «Орфея в аду», спектакля много обещающего нашему прекрасному жанру. Почему? Во-первых,  интереснейшая постановочная группа: режиссер-постановщик  - Алина Чевик, музыкальный руководитель спектакля – Константин Хватынец, балетмейстер – Ирина Корнеева, художник – Владимир Арефьев. Во-вторых, новое либретто, написанное Алексеем Кортневым. В третьих, в спектакле занят весь цвет труппы. 

В Санкт-Петербургской музкомедии, судя по афише, уже идут премьерные спектакли культового мюзикла Романа Полански «Бал Вампиров» (музыка Джима Стейнмана, либретто и стихи Михаэля Кунце).

 Екатеринбургских зрителей в этом сезоне ждут премьеры «Цыгана-премьера» Имре Кальмана (автор извиняется за вынужденную  тавтологию) и мюзикла Дж. Бока «Скрипач на крыше». 

И, конечно, же всех, кто неравнодушен к оперетте, мы приглашаем на Гала-концерт лауреатов Международного конкурса «ОпереттаLand-2011». Судя по уже поступившим заявкам, состязание молодых артистов в этом году обещает быть весьма интересным. А для Гала-концерта приготовлено немало сюрпризов, призванных порадовать взыскательных любителей нашего изысканного жанра.