ОпереттаLand

Для всех любителей жанра оперетты

Previous Entry Share Next Entry
Пресс-конференция 3-го международного конкурса артистов «ОпереттаLand-2010»
operettaland

В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная Третьему московскому Международному конкурсу артистов оперетты "ОпереттаLand-2010".

В пресс-конференции приняли участие директор Государственного академического театра "Московская оперетта" Владимир Тартаковский, композитор Александр Журбин, председатель жюри конкурса, народный артист России Герард Васильев, арт-директор конкурса, заслуженная артистка России Жанна Жердер и театровед Александр Гусев .



ТАРТАКОВСКИЙ: Замечательно, что такой конкурс в Москве существует. И очень хорошо, что это независимый конкурс, потому что если конкурсом занимается один театр, то это всегда вызывает определенное недоверие ко всему со стороны других театров. Уже третий год мы собираемся в Москве и к нам приезжают ребята со всей страны. Оперетта - это жанр сложный, жанр, в котором нельзя, как в мюзикле, объявить кастинг и набрать артистов. Это другая школа и другая подготовка. К сожалению, вопрос молодых кадров перед театрами, занимающимися опереттой, сейчас стоит достаточно остро. Поэтому замечательно, что этот конкурс служит поводом всем лучшим молодым исполнителям приехать в Москву и показать себя. В Москву приезжают директора театров со всей страны, потому что они понимают, что могут здесь увидеть то, что крайне сложно увидеть в каких-нибудь других местах. Например, на оперных конкурсах вряд ли можно найти артиста для театра оперетты, а наш конкурс является профильным и на нем можно подобрать молодые кадры. Я знаю, что многие молодые ребята, которые выступали на прошлых конкурсах, уехали работать и в Санкт-Петербург, и в другие города.



ЖЕРДЕР: Для нашего конкурса и для его участников очень важно внимание средств массовой информации, потому что молодому артисту как никому нужно признание, нужно, чтобы его заметили. Очень радостно, что в этом году одним из основных спонсоров конкурса стал журнал "Музыкальная жизнь", ведущее музыкальное издание России. Мы надеемся на сотрудничество, на то, что откроем новые имена в жанре оперетты.

В состав жюри конкурса входят находящиеся здесь Владимир Тартаковский, Герард Васильев (председатель жюри) и Александр Гусев. Также в состав жюри входят директор Свердловского театра музыкальной комедии Михаил Сафронов, директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф, интендант Лейпцигской оперы Анри Майер и художественный руководитель Баденской оперетты Роберт Херцль.



ЖУРБИН: Сейчас российский музыкальный театр переживает определенный бум, очень много новых имен, спектаклей и театров. Я думаю, что не стоит так жестко отличать оперетту и мюзикл, ведь на самом деле это очень сходные вещи. По сути дела, артист, принимающий в них участие, должен одновременно уметь делать 3 вещи: прекрасно петь, прекрасно двигаться и уметь играть свою роль. Именно это будет главным критерием при выборе артистов, которых будут смотреть на этом конкурсе. И это будет колоссальный шаг к развитию русского театра. Мы все сейчас наблюдаем движение, в результате которого, как мне кажется, музыкальный театр наконец-то перестанет быть маргинальным театром, каким он был всегда в России.

ГУСЕВ: Я в рамках своей деятельности работаю с несколькими конкурсами, и в том числе с конкурсом оперы и оперетты «Бельведер», поэтому приходится встречаться с большим количеством молодых артисов, студентов выпускных классов консерватории и других учебных заведений. К сожалению, приходится констатировать, что в учебных заведениях жанр оперетты не пользуется уважением, которого он заслуживает; жанр нуждается в пропаганде. Этот конкурс не только дает возможность молодежи себя показать, но и акцентирует внимание на жанре и привлекает к нему других выпускников.

ВОПРОС: Расскажите поподробнее о номинациях конкурса. По каким критериям будут оценивать конкурсантов? Какие будут поощрения, что получат победители?



ВАСИЛЬЕВ: Конкурс проходит уже в третий раз. Обычно приезжает около 70 ребят, и в этом году поступило уже больше 60 заявок. Приезжают молодые актеры, студенты учебных заведений, едут с большим желанием победить и показаться, потому что съезжаются также директора разных театров, и поэтому этот конкурс несет функцию "актерской ярмарки". У конкурса есть отличительная черта: публикуется оценка каждого члена жюри каждому конкурсанту. Ни один конкурс, даже такой авторитетный, как конкурс имени П.И. Чайковского, не имеет такой открытости. Кроме того, каждый конкурсант может подойти к любому члену жюри и спросить, почему ему поставили ту или иную оценку.

ЖЕРДЕР: Награды на этом конкурсе немаленькие. Гран-при составляет 100 тыс рублей, 1 премия (премия Московского театра оперетты) составляет 90 тыс, 2 премия - 60 тыс, третья премия - 30 тыс. Кроме этого, есть еще несколько призов, такие как Лучшей каскадной паре, Лучшему партнеру, есть специальные грамоты за лучшие исполнения произведений Кальмана, Легара, Оффенбаха, Штрауса. А в этом году в связи с юбилеем композитора Александр Журбина будет еще и спецприз за лучшее исполнение арии или дуэта из его произведений, и на гала-концерте, который пройдет 1 ноября в здании Новой оперы, будет вручен этот приз самим виновником торжества.

ВОПРОС: В России оперетта является одним из самых любимых жанров. Чем отличается Европа или она может похвастаться такой же славой?



ГУСЕВ: Жизнь оперетты в нашей стране в 20 веке была непростой. В Европе происходило все гораздо спокойнее, хотя годы нацистского режима очень сильно ударили по оперетте. Тем не менее оперетта в Европе живет достаточно хорошо, там нет шумных дебатов о том, что оперетта отмирает. Правда, практически нет отдельных театров оперетты. Их можно пересчитать по пальцам одной руки - Дрезден, Будапешт, Баден. Но многие европейские театры ставят и оперу и оперетту, а также в Европе существует антрепризная оперетта, особенно это практикуется во Франции, где антрепризные спектакли идут довольно долгий период времени. У Европы есть проблемы, связанные с репертуаром: австрийский репертуар более популярен, а французский ушел в тень, и французы пытаются его реабилитировать, хотя им это трудней, потому что именно во Франции нет специализированного театра оперетты.

ВОПРОС: Есть ли какие-то ограничения, возрастные или образовательные, для участников фестиваля или каждый может принять в нем участие?

ВАСИЛЬЕВ: Конечно, ограничения есть. В конкурсе могут участвовать исполнители в возрасте от 18 до 35 лет, но, по-моему это не ограничение, а, наоборот, очень широкий спектр, ведь это конкурс молодых артистов.

ЖЕРДЕР: Это конкурс для студентов театральных и музыкальных вузов (как правило, выпускных курсов) и молодых артистов.

ВОПРОС: Как написано в пресс-релизе, мнения иностранных членов жюри часто не совпадают с мнениями русских членов жюри. С чем это связано и в чем именно разнятся вкусы?



ВАСИЛЬЕВ: Тут дело разницы во вкусе в Европе и в России. У нас традиции были заложены репертуаром музыкальной комедии, где должно было быть все естественно, приближено к жизни, но в то же время задорно, весело. А в Европе сейчас если субретка уходит со сцены, то обязательно сделав кульбит или закрутивши какое-нибудь колесо. Лично я не считаю, что это обязательно. Но с другой стороны я оцениваю пластику, органичность поведения на сцене, качество вокала, голоса, тембра. Мне кажется, что в Европе меньше обращают внимание на задушевность пения. Поэтому оценки и разнятся. Но для конкурсантов это не имеет значения, потому что член жюри, имея определенное мнение, так и проходит через все 60 конкурсантов, а выводится в итоге все равно средняя оценка.

ГУСЕВ: Приведу простой пример разного восприятия. Всем известна ария мистера Икс, и все отечественные исполнители и слушатели привыкли, что в этой арии подчеркивается очень большая социальная пропасть, а европейские люди привыкли, что эта ария - о двух прекрасных глазах, которые не дают мистеру Икс спать. Засчет этого конкурса наша оперетта, которая была так долго в изоляции от мирового процесса, сейчас приходит к общению с ним.

ЖЕРДЕР: Господин Майер и господин Веландер на прошлом конкурсе очень сильно удивились, что оперетта вообще существует в России. Они не знали, что в России существуют театры оперетты, а у нас театров оперетты больше, чем во всей Европе. А к числу несостыковок относится, например, то, что у нас очень часто партию мистера Икс (и вообще кальмановских героев) поют баритоны. Поют, естественно, в баритоновой тональности. А члены жюри из Европы говорят: «А почему он, баритон, поет партию мистера Икс?» Мы объясняем, что в России так принято.

ИТАР ТАСС

?

Log in